ПРОГРАММА СЕМИНАРА
25 НОЯБРЯ 2025:
"Изменения в учете и учетная политика субъектов учета госсектора – 2026"
Лектор: Чикунов Всеволод Владимирович (г.Москва)
  • В 2026 году правила учета для учреждений госсектора существенно меняются в связи с заменой основных привычных инструкций по учету новыми Федеральными стандартами. Действующие правила учета нефинансовых и финансовых активов перестанут работать, что неизбежно приводит бухгалтерию учреждения к необходимости правильно обновить учетную политику на 2026 год.

    Оптимальный путь обновления учетной политики – обеспечить исполнение новых требований Минфин без существенных изменений сложившейся в учреждении работы по учету. Семинар рассматривает изменения по каждому участку учета и документооборота в учреждении. На прикладных примерах поясняются новые требования и возможные способы актуализации учета в учреждении. Образцы готовых решений по учету, в т.ч. компоненты учетной политики на 2026 год прилагаются в раздаточных материалах к семинару.

    До 31.12.2025 года Минфин рекомендует субъектам учета актуализировать документы учетной политики под обновленные требования. Дополнительно для повышения качества внутреннего контроля могут быть обновлены внутренние документы учреждения по контрольной деятельности (обязательные к применению требования СГС «Учетная политика» с 2027 года). По результатам семинара эта рекомендация в учреждении сможет быть выполнена без затруднений для бухгалтера учреждения.
  • Тема #1
    Реформы и изменения – вводные для обновления учетной политики учреждения на 2026 год:
    • Реформа финансово-хозяйственной деятельности организаций госсектора и учетная политика учреждения. Принципиальные требования к учету и документообороту. Требования к внутреннему контролю.
    • Нормативно-правовая база формирования учетной политики. Обзор основных НПА, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность. Изменения Федеральных стандартов, инструкций и иное.
    • Новые требования, требующие отражения в учетной политике в связи с Федеральным стандартом «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов» (Приказ Минфин от 30.08.2024 № 121н). Практические рекомендации по переходу на новые требования и допустимые способы сохранения прежних правил учета (начисления доходов, классификации основных средств и материальных запасов и других операций).
    • Внутренний контроль хозяйственных операций. Понятие и требования к контролю событий хозяйственной деятельности. Обязанность бухгалтерии контролировать остатки на счетах (активных и пассивных) после каждой хозяйственной операции. Способы организации внутреннего контроля. Использование графика документооборота для обеспечения должного уровня внутреннего контроля.
    • Цифровизация документооборота. Электронный документооборот. Изменение комплектности первичных документов для хозяйственных операций при использовании ЭДО. Особенности хозяйственных операций при использовании ЭДО. Учетная политика для регламентации ЭДО. График документооборота по участкам учета.  
    • Инвентаризация. Изменения в правилах инвентаризации. Проведение инвентаризации при списании нефинансовых активов (обязательная и по решению бухгалтера). Организация и осуществление инвентаризации. Внутренние документы по проведению инвентаризации. Оценка качества проведенной инвентаризации.
    • Бюджетная классификация в 2026 году. Новое в классификации КОСГУ.
  • Тема #2
    Изменения в учете по отдельным участкам учета:
    • Формирование рабочего плана счетов в учетной политике с учетом перехода на активные и пассивные счета. Способы организации обязательного внутреннего контроля при регистрации хозяйственных операций.
    • Определение уточненной классификации нефинансовых активов с учетом перехода на упрощенный порядок определения вида нефинансового актива. Рекомендации по способам сохранения в составе материальных запасов объектов мягкого инвентаря, посуды и т.п. Образцы внутренних документов для закрепления выбранной классификации (протокол заседания комиссии по поступлению и выбытию НФА). Стандартные и нестандартные критерии для классификации НФА для использования в учетной политике. Оценка справедливой стоимости активов, порядок определения состава ОС и МЗ, а также прочие методические вопросы.
    • Определение способа начисления доходов (текущего и будущих периодов). Обновленный документооборот для начисления доходов (извещения и ведомости).
    • Определение правил учета арендных отношений (доходов и расходов) с учетом отмены Инструкции 157н. Прочие вопросы отражения в учете арендных отношений. Классификация по существу «аренда»- «не аренда».
    • Определение порядка учета и движения БСО и подарков. Порядок списания БСО и подарков после отмены Инструкции № 157н.
    • Порядок формирования себестоимости работ, услуг. Формирование методики калькулирования себестоимости в соответствии с нормативными затратами, порядок применения счетов 10900. Детализация раздельного учета СБС.
    • Порядок работы с задолженностью (дебиторской и кредиторской). Методика определения корректного способа учета дебиторской задолженности (205 или 209 или 04 забалансовый счет).
    • Операции с обязательствами. Обновленные правила отражения поступлений и принятия обязательств. Формирование резерва отложенных обязательств.
    • Изменения в операциях по забалансовым счетам. Обновление перечня забалансовых счетов в СГС «Единый план счетов». Новое в типовых операциях с нефинансовыми активами. Выдача НФА в личное пользование.
  • Тема #3
    Изменения в документообороте учреждений с 2026 года:
    • Единый порядок оформления первичными документами хозяйственных событий и бухгалтерских операций в 2026 году. Новые требования к контролю первичных документов в связи с изменениями СГС «Учетная политика».
    • Перечень электронных первичных документов и регистров. Сопоставление нового и старого комплекта документов для типовых операций начисления дохода, поступления и выбытия НФА.
    • Обновления правил учета и документооборота (вступившие в силу и запланированные на 2026 г.). Изменения требований к ЭДО (изменения в Приказе № 61н и новые системные разъяснения Минфина).
    • Инвентаризация. Вступившие в силу обновления правил и дополнительные электронные документы с 2025 года.
    • Внутренние документы учреждения для ЭДО. График документооборота и иные компоненты учетной политики.
  • Тема #4
    Учетная политика учреждения – обязательные требования (действовавшие ранее и обновленные):
    • Порядок формирования, утверждения и изменения учетной политики учреждения. Отражение в учетной политике требований Федеральных стандартов (в т.ч. СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
    • Специфика формирования учетной политики при централизации учета (централизованной бухгалтерии). Порядок работы комиссий в случае обслуживания в централизованной бухгалтерии. Инвентаризация. Распределение контрольных функций.
    • Состав и структура учетной политики. Организационный и методический раздел учетной политики учреждения.
    • Положения и регламенты (приложения к учетной политике). Порядок инвентаризации. Порядок работы с задолженностью. Порядок электронного документооборота. Положение о стимулирующих выплатах. Иные документы учетной политики учреждения.
    • Обновление графика документооборота учреждения с учетом актуальных требований Минфина России
    • Порядок организации внутреннего финансового контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности
    • Типовые нарушения правил учета по различным участкам учета. Способы минимизации рисков через обновление правил учета основных средств, материальных запасов, прав пользования и т.д.